Юридическое Агентство „БАСТ”

Юридические услуги, юридические материалы, лицензии на все виды деятельности, бухгалтерский учет, аудит предприятий, Украина, Киев.

 

http://www.bast.com.ua



 

 

ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

 


Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (N 3108-IV от 17.11.2005 г.)

Дата вступления в силу: со дня официального опубликования.

В связи с принятием Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (N 1058-IV от 09.07.2003 г.) комментируемым Законом вносятся изменения в следующие законодательные акты:


 


G      Уголовный кодекс Украины

УК дополнен статьей, предусматривающей наказание за уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование (далее – страховые взносы).

В частности, установлено, что умышленное уклонение от уплаты страховых взносов, содеянное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, или любым другим лицом, которое обязано их платить, если эти действия привели к фактическому непоступлению в Пенсионный фонд Украины средств в значительных размерах, - будет караться штрафом от 300 до 500 н.м.д.г. (от 5100 до 8500 грн.) или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

Те же действия, содеянные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в Пенсионный фонд Украины средств в крупных размерах, будут караться штрафом от 500 до 2000 н.м.д.г. (от 8500 до 34000 грн.) или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением воли на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

Лицо, впервые совершившее вышеуказанные действия, освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности будут уплачены страховые взносы, а также будет возмещен ущерб, причиненный Пенсионному фонду Украины их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня).

В то же время установлено, что если вышеуказанные действия содеяны лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты страховых взносов, или если они привели к фактическому непоступлению в Пенсионный фонд Украины средств в особо крупных размерах, то они будут караться лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет с конфискацией имущества.

Данная статья также содержит примечание, определяющее, что:

·       под значительным размером средств следует понимать страховые взносы на сумму 1000 н.м.д.г. и более (т.е. для 2005 года – от 131 тыс. грн.*),

·       под крупным размером средств - страховые взносы на сумму 3000 н.м.д.г. и более (т.е. для 2005 года  - от 393 тыс. грн.*),

·       под особо крупным размером - страховые взносы на сумму 5000 н.м.д.г. и более (т.е. для 2005 года – от 655 тыс. грн.*).

--------------------

* Напомним, что при квалификации преступлений или правонарушений в административном и уголовном законодательстве размер н.м.д.г. равен размеру налоговой социальной льготы (Закон Украины “О налоге с доходов физических лиц” N 889-IV от 22.05.2003 г.). На данный момент размер налоговой социальной льготы установлен в размере одной минимальной з/п (262 грн.), однако, согласно правилу переходного периода принимаются в расчет только 50% от данного размера (т.е. 131 грн.). С 1 января 2006 года налоговая социальная льгота будет предоставляться в размере половины минимальной з/п, установленной на 1 января 2006 года (Закон Украины N 2771-IV от 07.07.2005 г.).

При определении размеров штрафов, как и ранее, размер н.м.д.г. равен 17 грн.


 


G      Кодекс Украины об административных правонарушениях

В КоАП дополнительно предусмотрена административная ответственность за такие правонарушения:

- непредоставление сведений об обстоятельствах, приводящих к изменению юридического статуса страхователя, порядка уплаты им страховых взносов;

- нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами Пенсионного фонда Украины и Накопительного фонда;

- представление недостоверных сведений, которые используются в системе персонифицированного учета;

- совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам органов Пенсионного фонда Украины в осуществлении проверок, связанных с начислением, исчислением и уплатой страховых взносов.

Такие правонарушения влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 8 до 15 н.м.д.г. (т.е. от 136 до 255 грн.), а повторное на протяжении года совершение таких правонарушений влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 20 н.м.д.г. (т.е. от 170 до 340 грн.).


 


G      Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (N 1058-IV от 09.07.2003 г.)

Закон дополнен нормами, которыми определено, что положения Закона Украины "О пенсионном обеспечении" (N 1788-XII от 05.11.91 г.) применяются в части определения права на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет.

Также в Законе дополнительно определено, что погашение задолженности по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, которая возникла до 1 января 2004 года и не погашена в установленном законом порядке, осуществляется в соответствии с Законом N 1058-IV, в частности статьей 106.


 


Также изменения внесены в следующие законодательные акты:

1)       Уголовно-процессуальный кодекс Украины;

2)       Бюджетный кодекс Украины;

3)       Закон Украины "О занятости населения" (N 803-XII  от 01.03.91 г.);

4)       Закон Украины "О прокуратуре" (N 1789-XII от 05.11.91 г.);

5)       Закон Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы" (N 2001-XII от 19.12.91 г.);

6)       Закон Украины "О статусе судей" (N 2862-XII от 15.12.92 г.);

7)       Закон Украины "Об адвокатуре" (N 2887-XII от 19.12.92 г.);

8)       Закон Украины "О государственной службе" (N 3723-XII от 16.12.93 г.);

9)       Закон Украины "Об основных положениях социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине" (N 3721-XII от 16.12.93 г.);

10)   Закон Украины "О статусе горных населенных пунктов в Украине" (N 56/95-ВР от 15.02.95 г.);

11)   Закон Украины "О донорстве крови и ее компонентов" (N 239/95-ВР от 23.06.95 г.);

12)   Закон Украины "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов" (N 540/ 97-ВР от 23.09.97 г.);

13)   Закон Украины "О научной и научно-технической деятельности" (N 284-XIV от 01.12.98 г.);

14)   Закон Украины "Об альтернативной (невоенной) службе" (N 437-XIV от 18.02.99 г.);

15)   Закон Украины "Об исполнительном производстве" (N 606-XIV от 21.04.99 г.);

16)   Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (N 784-XIV от 30.06.99 г.);

17)   Закон Украины "О пенсиях за особые заслуги перед Украиной" (N 1767-III от 01.06.2000 г.);

18)   Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами"  (N 2181-III от 21.12.2000 г.);

19)   Закон Украины "О службе в органах местного самоуправления" (N 2493-III от 07.06.2001 г.);

20)   Закон Украины "О кредитных союзах" (N 2908-III от 20.12.2001 г.);

21)   Закон Украины "О проведении эксперимента в жилищном строительстве на базе холдинговой компании "Київміськбуд" (N 3044-III от 07.02.2002 г.);

22)   Закон Украины "Об охране труда" (N 229-IV от 21.11.2002 г.);

23)   Закон Украины "О личном крестьянском хозяйстве" (N 742-IV от 15.05.2003 г.).


 

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ И ВАЛОВЫЕ РАСХОДЫ

 


Письмо Государственной налоговой администрации Украины “Относительно налогообложения расходов по оплате услуг мобильной связи” (N 10510/6/15-0316 от 02.11.2005 г.)

В представленном письме ГНАУ в очередной раз рассматривает вопрос отнесения расходов по оплате услуг МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ на валовые затраты.

Для обоснования своего ответа налоговая отсылает нас к нормам Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” (в редакции Закона Украины N 283/97-ВР от 22.05.97 г.), в частности к:

- п.п. 5.1, которым установлено, что к валовым затратам производства и обращения относится сумма любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых в качестве компенсации стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготовляются) таким налогоплательщиком для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности;

- п.п. 5.3.9, которым определено, что не относятся к составу валовых расходов любые расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

Следовательно, стоимость услуг мобильной связи может быть включена в состав валовых расходов при наличии соответствующих документов, позволяющих подтвердить связь этих расходов с хозяйственной деятельностью субъекта предприятия.

При этом следует обратить внимание на то, что вышеупомянутым законом не определен исчерпывающий перечень документов, которые бы подтверждали отнесение стоимости услуг мобильной связи к хозяйственной деятельности и предоставляли возможность отнесения таких расходов в состав валовых затрат предприятия.

В связи с этим ГНАУ считает, что для отнесения в состав валовых затрат расходов по оплате услуг мобильной связи необходимо рассматривать каждую полученную услугу мобильной связи ОТДЕЛЬНО в контексте связи расходов с хозяйственной деятельностью плательщика налога.


 

СТАТОТЧЕТНОСТЬ

 


Приказ Государственного комитета статистики Украины “Об утверждении Инструкции относительно заполнения формы государственного статистического наблюдения N 1-Б “Отчет о финансовых результатах и дебиторской и кредиторской задолженности” (N 370 от 18.11.2005 г.)

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины: 30.11.2005 г. N 1441/11721

Дата вступления в силу: 11.12.2005 г.

Госкомстат утвердил новую Инструкцию по заполнению формы государственного статистического наблюдения N 1-Б “Отчет о финансовых результатах и дебиторской и кредиторской задолженности”. При этом ранее применявшаяся Инструкция, утвержденная приказом Госкомстата N 258 от 31.07.2000 г., признается утратившей силу.

Следует отметить, что вместе с Инструкцией отменяется и форма статотчетности N 1-Б. Правда, новая форма пока еще не утверждена. Вероятнее всего, она уже существует (ведь Госкомстат предлагает Инструкцию по ее заполнению), но будет представлена в другом приказе.

Перейдем непосредственно к утвержденной комментируемым документом Инструкции.

Так же, как и ранее, при заполнении формы следует использовать первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета, финансовую отчетность и П(С)БУ. Правда, приводимые данные следует указывать в тысячах гривен с одним десятичным знаком, а не просто в тысячах гривен, как делалось раньше.

Раздел I “Финансовые результаты” заполняется за первый и второй месяцы каждого квартала и за год нарастающим итогом с начала года. При этом Инструкцией предусмотрены исключения (в ранее действовавшей Инструкции подобных исключений не было):

1) банки заполняют упомянутый раздел ежемесячно;

2) предприятия, занимающиеся с/х производством, приводят данные только за год (по КВЭД секция А, коды 01.1, 01.2, 01.3).

Право заполнения контрольной строки 003 (разница строк 001 и 002) предоставлено органам государственной статистики.

Раздел II “Дебиторская и кредиторская задолженность”, состоящий из ДВУХ подразделов (ранее – из трех), должен заполняться ежеквартально (по состоянию на 1 января, на 1 апреля, на 1 июля, на 1 октября), а не помесячно, как это было установлено ранее.

Первый подраздел новой формы аналогичен его собрату из отменяемой формы. В нем следует указывать данные относительно задолженности по расчетам предприятий в пределах Украины, которые выделяются из общей суммы дебиторской и кредиторской задолженности и заполняются аналогично соответствующим статьям актива и пассива баланса.

Второй подраздел предназначен для отражения задолженности в расчетах, которые касаются взаимоотношений с субъектами хозяйственной деятельности стран СНГ и других стран (в подразделах II и III формы N 1-Б, утвержденной приказом N 258, отражалась задолженность в расчетах, которые касаются взаимоотношений со странами – бывшими республиками СССР и другими странами соответственно).

Объемы просроченной задолженности следует определять в соответствии со статьей 530 “Срок выполнения обязательства” ГКУ (ранее объемы просроченной задолженности определялись в соответствии с условиями и сроками договоров между субъектами хозяйственной деятельности и других расчетов).

С нюансами заполнения формы N 1-Б “Отчет о финансовых результатах и дебиторской и кредиторской задолженности” мы вас ознакомили. Остается только дождаться появления самой формы.


 

РАСЧЕТ СРЕДНЕЙ З/П

 


Постановление Кабинета Министров Украины “О дополнении пункта 2 Порядка расчета средней заработной платы” (N 1132 от 30.11.2005 г.)

Дата вступления в силу: со дня официального опубликования.

Пункт 2 Порядка расчета средней заработной платы (утвержден постановлением Кабмина N 100 от 08.02.95 г.) согласно рассматриваемому документу дополняется новыми нормами.

Устанавливается, что в случае изменения структуры з/п с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с актами законодательства период ДО ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ З/П исключается из РАСЧЕТНОГО ПЕРИОДА.

Если изменение структуры з/п с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления произошло  в период, на протяжении которого за работником сохраняется средняя з/п, а также когда з/п в расчетном периоде не сохраняется, РАСЧЕТ СРЕДНЕЙ З/П проводится с учетом выплат, предусмотренных работнику в соответствии с условиями оплаты труда, установленными после повышения должностных окладов.


 

СТАТИСТИКА КОЛИЧЕСТВА РАБОТНИКОВ

 


Приказ Государственного комитета статистики Украины “Об утверждении Инструкции по статистике количества работников” (N 286 от 28.09.2005 г.)

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины: 30.11.2005 г. N 1442/11722

Дата вступления в силу: 01.01.2006 г.

С 1 января 2006 года все юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения (далее – предприятия), а также физические лица – предприниматели, использующие наемный труд, должны будут использовать новую Инструкцию по статистике количества работников, которая придет на смену действующей на данное время Инструкции по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины (утверждена приказом Госкомстата N 171 от 07.07.95 г.).

Определено, что предприятия должны подавать в органы статистики формы государственных статистических наблюдений в сроки, определенные на бланках форм. В подаваемых формах содержатся разные показатели количества работников, которые отличаются методом расчета и целью их использования.

Инструкцией предусматривается подсчет УЧЕТНОГО КОЛИЧЕСТВА ШТАТНЫХ РАБОТНИКОВ (включаются все наемные работники, которые заключили письменно трудовой договор (контракт) и выполняют постоянную или сезонную работу один день и более, а также собственники предприятия, если кроме дохода они получали з/п на этом предприятии) в целом по предприятию, а также отдельных категорий работников.

Показатель СРЕДНЕУЧЕТНОГО КОЛИЧЕСТВА ШТАТНЫХ РАБОТНИКОВ используется для определения количества занятых работников по сферам экономической деятельности и ведения наблюдения за изменениями мобильности рабочей силы (занятый работник учитывается только один раз – по месту основной работы, независимо от срока трудового договора и длительности рабочего времени).

Показатель ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА РАБОТНИКОВ используется для оценки занятости на микроуровне (помимо штатных работников учитывается количество внешних совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам).

Показатель СРЕДНЕГО КОЛИЧЕСТВА ВСЕХ РАБОТНИКОВ В ЭКВИВАЛЕНТЕ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ характеризует условное количество работников (рабочих мест), отработавших полный рабочий день, которое необходимо для выполнения установленного (определенного) предприятием объема работ (услуг).

Показатель СРЕДНЕУЧЕТНОГО КОЛИЧЕСТВА ВСЕХ РАБОТНИКОВ В ЭКВИВАЛЕНТЕ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ используется для определения среднего уровня з/п и других средних величин в целом по предприятию, а также для анализа эффективности использования рабочей силы.

Инструкцией разъяснено, как определить среднее количество работников и среднее количество работников в эквиваленте полной занятости. Также документом приведен порядок учета и определения показателей движения работников.


 

ПЕРЕНЕСЕНИЕ РАБОЧИХ ДНЕЙ В 2006 ГОДУ

 


Распоряжение Кабинета Министров Украины "О перенесении рабочих дней в 2006 году" (N 490-р от 30.11.2005 г.)

В данном распоряжении Кабмин рекомендует руководителям предприятий, учреждений и организаций с целью создания благоприятных условий для празднования 9 мая - Дня Победы, 24 августа - Дня независимости Украины, а также с целью рационального использования рабочего времени перенести в 2006 году рабочие дни:

- с понедельника 8 мая - на субботу 6 мая;

- с пятницы 25 августа - на субботу 19 августа.

Таким образом, для работников с пятидневной рабочей неделей и двумя выходными в субботу и воскресенье майские праздники будут представлены двумя "блоками" выходных: 4 дня (с 29 апреля по 2 мая) и 3 дня (с 7 по 9 мая), и в честь Дня независимости тоже 4 дня (с 24 по 27 августа).


 

ПРАЗДНОВАНИЕ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА В КИЕВЕ

 


Киевский городской совет принял 8 декабря решение, которым рекомендовал руководителям предприятий, учреждений и организаций сделать выходными дни с 31 декабря по 9 января для празднования Нового года и Рождества.

При этом в решении рекомендуется отрабатывать рабочие дни с 3 по 6 января по субботам в январе, феврале и марте.


 

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Курсы валют

Код

Валюты

Наименование валюты

Официальный курс НБУ

05.12.05

06.12.05

07.12.05

08.12.05

09.12.05

12.12.05

840 USD

100 долларов США

505.0000

505.0000

505.0000

505.0000

505.0000

505.0000

978 ЕВРО

100 ЕВРО

590.6985

594.2335

595.0415

591.3550

594.0820

595.1425

643 RUB

10 российских рублей

1.7435

1.7415

1.7467

1.7458

1.7426

1.7458

 

 

 

 

Подготовлено по материалам КС: «Гроссбух», «Босс», «ВЭД эксперт», «Ценные Бумаги» Компании «Динай».